Загадочная Лесо-Кефарь, или как сохранить древний памятник культуры



Первые упоминания об этом месте появились в XIX веке. В одном из военных сборников некий автор описывал место в верховьях реки Кяфарь, где находятся каменные статуи, здания с массивными стенами, на которых изображены животные и птицы. Но изучать городище начали только в середине прошлого века. Обнаруженные здесь дольмены были отнесены к эпохе Позднего Бронзового века (II-I тысячелетие до н.э). Какой народ и зачем строил эти дольмены пока остается загадкой. Считается, что после того, как основатели покинули это место, оно некоторое время оставалось пустующим, после чего сюда могли прийти сарматские племена. Это не доказано наверняка, однако, такое предположение не случайно. В Нижнем Архызе, который находится недалеко от Лесо-Кефари и к которому тянется в горах древняя тропа, сарматы побывали. Поэтому не исключено, что и эти места стали их домом на какое-то время. А позже здесь поселились аланы. Точная датировка также неизвестна, но самые ранние аланские находки, сделанные в этом месте, относят к VII в. н.э., а самые поздние – к XIII в. Историки полагают, что это место стало резиденцией аланских правителей, а также приписывают ему статус политического центра древней Алании. Но царство аланов было разрушено монгольскими кочевниками. И с тех пор об этом месте многие забыли. А вспомнили только в XIX веке. Судя по различным письменным источникам, к тому времени здесь поселились адыги.

Такова краткая история Лесо-Кефарского городища. Однако, интерес ученых к этому месту, к сожалению, пока не столь велик, как интерес людей, обращающих внимание на тайные и мистические стороны явлений и предметов.

Энергетика места

Причин для высокого интереса всевозможных мистиков и эзотериков к Лесо-Кяфари предостаточно. Во-первых, его малоизученность дает повод для всевозможных фантазий и предположений, порой, самых невообразимых. А, во-вторых, энергетика этого места. Здесь она действительно необычная. Не раз мне приходилось слышать от многих людей, что есть в этом месте какая-то странная, необъяснимая сила. С этим соглашаются даже ярые скептики. Странности замечаешь еще на пути к поселку. Вдоль дороги растет множество деревьев и все они довольно необычной формы. Они будто искорежены под влиянием какой-то внешней силы. Возможно, это можно как-то объяснить воздействием нетипичных потоков энергии в этом месте. Что опять же подтверждает версию об исключительности данного района.



В теплые месяцы вы можете встретить здесь группы людей, производящих странные на первый взгляд действия. Приверженцы различных духовных практик давно облюбовали для себя это городище. Они уверены, что это настоящее место силы, поэтому различные ритуалы и медитации здесь дело довольно обыденное. Также стоит отметить, что и представители различных религий и верований считают эту землю своей исторически. Христиане, мусульмане, язычники – все находят здесь что-то, связанное с традициями и историей их народов. Едва ли можно осудить их за это. Лесо-Кяфарь имеет настолько давнюю историю, что всевозможные наслоения культур просто сбивают с толку. Мне приходилось слышать разные версии от людей, занимающихся магией и эзотерикой. Одни рассказывали, что в древности это место было неким культовым центром, где жили жрецы с семьями и их помощники. А уничтожено оно было мощнейшим взрывом тысячи лет назад. Не стану делать никаких выводов из этих суждений, однако, странно то, что слышать это доводилось мне от разных людей, даже не знакомых друг с другом. Одним из подтверждений данной теории служит, по их мнению, одна особенность этого места. На стене городища, с внешней стороны, камни имеют характерный черный цвет. Это не краска и не копоть. Есть предположение, что они просто были оплавлены. Обычным огнем такого эффекта не достичь, это воздействие гораздо более высоких температур. Некоторые уверены, что это последствия большого взрыва в древности. Возможно, в будущем исследователи найдут ответ на эту загадку.

Также бытует мнение, что это место охраняется древними магами, или белыми хранителями, которые иногда являются тем людям, которые этого достойны и готовы к общению с ними. Кроме всего прочего, здесь много дольменов, которые, как правило, строились не в произвольных местах, а только в тех, которые, по мнению их создателей, имели определенное и очень важное значение. Существует здесь, например, «Дольмен любви». Название, конечно, дали уже наши современники – туристы, которых здесь всегда предостаточно. Здесь многие знают предание, что в этом каменном склепе нашла последнее прибежище девушка, которая потеряла своего возлюбленного. Этот дольмен, как все остальные, покрыт многочисленными символами и знаками, в которых угадываются изображения животных, людей, а также свастика. Есть на городище и свой «Камень желаний». Есть поверие, что нужно полежать на нем какое-то время, загадав желание или попросив ответа на интересующий вопрос, и тогда желание (если оно от чистого сердца) исполнится, а ответ придет сам собой.



Всё это и ещё множество версий можно услышать об этом месте. Как к ним относиться, решать каждому для себя. Исходя из личного опыта пребывания на городище, скажу так: если даже отбросить домыслы, гипотезы, мистику и все подобное, то посещение Лесо-Кяфари все равно произведет на вас особое впечатление. Это место в равной степени притягивает к себе людей и пугает их. Например, люди отчего-то не желают останавливаться на ночевку в самом городище, а спускаются вниз, за его пределы. Наша группа все же решилась на это. Впечатления остались довольно незабываемые. Ночью постоянно ощущается чье-то присутствие в лесу, как будто за вами наблюдают, порой слышатся странные звуки и будто шаги, хотя ночью здесь точно никого не бывает. Что касается физических ощущений, то они довольно необычны, будто по телу идут легкие вибрации. Не берусь судить, с чем это связано. Но факт остается фактом.

Территория городища

Что же на сегодняшний день представляет собой Лесо-Кефарь? Городище находится в труднодоступном месте, до которого не добраться на машине. От поселка вдоль реки Кяфарь можно пройти только пешком и только тогда, когда она не разлилась от дождей. Вся территория комплекса уходит вверх и начинается зарослями больших деревьев, среди которых преобладает бук. Длина городища около двух километров, ширина – от 50-ти до 200 метров. Тропа отчетливо видна, однако, местами она довольна крутая. Вскоре появляются первые каменные глыбы, на которых нанесены различные изображения. Некоторые из них хорошо различимы. На одном из первых камней изображены квадраты, вписанные один в другой. Такие камни называют «вавилонами». Считается, что они предназначались для гадания жрецами культа. На других камнях, а также дольменах, среди всего прочего, изображены кресты. Возможно, именно поэтому река и само городище было названо Кяфарь, что у мусульман означает «неверный», то есть представитель иной (не мусульманской) веры. Но в целом смысл рисунков на камнях еще не расшифрован. Будущим исследователям предстоит объемная работа. Справа протянулись остатки крепостной стены. Отмечу, что все оборонительные стены комплекса возведены очень профессионально, именно поэтому они являлись надежной защитой с севера и сохранились спустя столько лет. Характерная кладка позволяет отнести стену и ряд других построек к эпохе раннего средневековья.

Тропа уходит всё дальше вверх и приводит к небольшой площадке, похожей на святилище. Здесь сохранились две стены. В одной из них – небольшое углубление, а на вершине второй – площадка из массивных каменных плит, покрытых рисунками, а также два больших плоских камня, один из которых прозван «Черепахой» из-за сходства его формы с этим земноводным. Возможно, это были жертвенные камни. И сегодня многие туристы и паломники оставляют на них свечи или что-то съестное. К площадке ведет вырубленная в скале лестница. Отсюда хорошо видна вся долина внизу. А недалеко от скалы можно увидеть характерные углубления в земле — остатки древних захоронений.



Дольмены находятся ещё выше по склону. Двигаясь вверх по тропе, можно заметить, что становятся четко различимы линии улиц и кварталов. В этом районе — между святилищем и дольменами расположены некие постройки, вернее, то, что от них осталось. Конечно, местные жители нанесли серьезный ущерб городищу, унося отсюда камни для хозяйственных нужд, но еще и сегодня отчетливо видны периметры здешних построек, которых довольно много. Материалом для их строительства послужил рваный песчаник, а раствор здесь не использовался вовсе. Их размеры различны, встречаются постройки, состоящие из одной, двух, трех и более комнат. Нет точных сведений, чем именно являлись эти строения. Возможно, это были жилые дома, а, быть может, и что-то другое. Вероятно, их предназначение могло быть различным, в зависимости от эпохи. Аланы могли в них жить, но, если данные помещения были возведены задолго до них, тогда они могли использоваться для других целей. Отдельные исследователи считают, что в древности городище могло служить целям некоего культа и жить здесь могли только жрецы, то есть, небольшая группа людей. А, значит, основная масса строений была либо для хозяйственных нужд, либо для каких-либо ритуальных действий. Но, повторюсь, точных данных пока нет.



Продвигаясь дальше, можно увидеть тот самый «Камень желаний», а также некое подобие дольмена, только меньшего размера, на котором находится камень с круглым отверстием в центре. Вероятно, у него было тоже некое культовое предназначение. Тропа ведет к обрыву, которым заканчивается территория, прозванная «Шпилем». Чтобы добраться до дольменов, нужно спуститься в седловину, за которой следует крутой подъем к «Иордану» – так прозвали это место (легенда гласит, что это имя отшельника, когда-то жившего в этих местах). Дольмены расположены недалеко друг от друга. Аланы стали использовать их как погребальные камеры для представителей знати. Для незнатных жителей предназначались полуподземные склепы, которые также можно здесь увидеть.

На этом участке расположено около полутора десятков дольменов, но, к сожалению, они находятся в весьма плачевном состоянии. Некоторые разобраны, другие наполовину в земле. Вероятно, кто-то из местных жителей пытался их «спасти», для чего скрепил некоторые плиты цементом. Единственный хорошо сохранившийся дольмен был вывезен в ставропольский музей еще в 50-х годах прошлого века, где он и выставляется сегодня под названием «Мавзолей аланского вождя XI века». На оставшихся дольменах все-таки еще четко различимы рисунки – руны, животные, кресты. Это гигантское поле для изучения. Разгадка этих изображений, без сомнения, прольет свет на всю историю этого места.

Как упоминалось выше, городище было предметом изучения еще в советское время. Его первыми серьезными исследователями стали Акритас П.Г., который возглавил экспедицию студентов педагогического института Пятигорска, Кузнецов В.А., составивший подробное описание комплекса, а также Марковин В.И., датировавший здешние дольмены эпохой бронзы. К сожалению, после 90-х годов прошлого века никаких серьезных исследований на городище не проводилось. Да и большинство предыдущих сведений, полученных при изучении Лесо-Кефари, не были опубликованы. Это уникальное место продолжает разрушаться под воздействием природного и человеческого факторов. Остается надеяться, что ученые вновь «вспомнят» о нем и предпримут все необходимое, чтобы изучить его как можно лучше и сохранить этот древнейший памятник культуры на долгие годы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector