Профессор истории Джон Уоллер из Университета Мичигана с этой версией не согласен — в обоих случаях речь шла именно о танцах, не о судорогах. Другая популярная теория — по которой жертвы стали частью некоего танцевального культа, тоже показалась Уоллеру неубедительной.
Профессор Уоллер предложил свою теорию: это были массовые психогенные (обусловленные психической травмой) заболевания, вызванные страхами и депрессией. Обеим вспышкам предшествовали голод, гибель урожая, наводнения — то, что можно было расценить как знаки приближающейся библейской катастрофы. Ужас перед сверхъестественным мог ввести людей в своего рода состояние транса.
Кроме того, танцевальная чума связывалась с именем святого Витта — христианского мученика, танцуя перед статуей которого, по поверью, можно было обрести здоровье. То есть идея танцев ради спасения уже сидела в головах людей. Всё, что было нужно — один человек, который начал бы этот марафон.
Страсбургская вспышка не была последней — в 1840 году нечто подобное произошло на Мадагаскаре.
Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году
Этот кошмар начался 30 января 1962 года с обычной шутки. Три ученицы школы для девочек в Танганьике начали хохотать и не смогли остановиться. Вскоре смех охватил 95 школьниц. Размах эпидемии оказался совсем нешуточным, и школу пришлось закрыть на два месяца.
Смех сменялся рыданиями, сопровождавшимися приступами страха и, в некоторых случаях, вспышками агрессии. Эти симптомы быстро распространялись по школе (возможно, путём контакта с инфицированным), и могли продолжаться от нескольких часов до 16 дней.
Школу закрыли в марте, когда число заражённых достигло 95 из 159 учащихся школы. Через 10 дней после закрытия произошла новая вспышка — в одной из соседних деревень. Несколько девочек закрытой школы были родом из этой деревни и, видимо, привезли заразу домой. В результате, с апреля по май в этой деревне жертвами загадочной эпидемии стали 217 человек.
Все жертвы были психически здоровыми людьми. У них не наблюдалось ни жара, ни судорог, в их крови не было найдено ничего необычного. Теории о воздействии некоего психотропного грибка при отсутствии других симптомов не оправдались. Загадка по сей день остаётся нераскрытой.
Дромомания, или патологический туризм
Большинство из нас время от времени любит сменить обстановку. Но есть и такие, кто, однажды начав, уже не в состоянии вернуться к оседлому образу жизни. Эпидемия дромомании или неконтролируемого влечения к перемене мест охватила Францию 1886-1909 годов.
Человек, который послужил образцом дромомании для европейского медицинского истеблишмента, был слесарем-газовщиком из Бордо по имени Жан-Альберт Дада. В 1886 году, после того, как он вернулся из своего поистине эпического путешествия, его поместили в госпиталь Сант Андре. Мужчина был, конечно, измождён до крайности, но это ещё полбеды — он был как в тумане, не мог вспомнить, где был и что там делал.
Докторам удалось по крупицам воссоздать его историю и составить медицинский журнал под названием «Безумный путешественник». Оказалось, что страстное желание путешествовать появилось у Дада в 1881 году, когда он где-то на юге Бельгии покинул французскую армию и двинулся сначала в Прагу, потом в Берлин, а затем через восточную Пруссию добрался до Москвы. В Москве Дада арестовали (только что произошло убийство Александра II) и выдворили в Турцию. В Константинополе его приняли во французском консульстве и отправили в Вену, где он опять нашёл работу газовщика.
Вскоре после того, как его история стала известна широкой публике, у Дада появились последователи, во всяком случае, известно ещё о нескольких случаях дромомании во Франции примерно в это время. Случаев самого заболевания было не так много, зато разговоров об этом явлении в медицинских кругах было столько, что вполне тянет на настоящую эпидемию. Они постепенно стихли примерно к 1909 году.
Двигательная истерия
В Средние века сообщения о разного рода истерических состояниях среди обитательниц монастырей были делом нередким. В одной обители, например, насельницы начали вдруг мяукать и лезть на деревья и вообще вести себя как кошки. Похожие эпидемии возникали на протяжении 300 лет (начиная с 1400 года) по всей Европе. Один из последних случаев произошёл в 1749 году в Вюрцбурге (Германия), когда, после массовых обмороков и пены изо рта среди монахинь, одну женщину обвинили в колдовстве и обезглавили. Обычно эпидемии заканчивались после визита священника и обряда по изгнанию нечистой силы.
Уоллер (тот, что изучал возможные причины танцующей чумы) предложил теорию, согласно которой эпидемии странного заболевания среди монахинь были вызваны сочетанием стресса и религиозного транса.
Женщин часто отправляли в монастыри насильно, к тому же это были места с достаточно суровыми законами, особенно начиная с 1400 года. Религиозное рвение и духовная борьба были по силам далеко не каждой и у многих сдавали нервы. Любое странное поведение истолковывалось вмешательством тёмных сил:
«Они сами допускали возможность, что могут стать одержимыми и подсознательно принимали на себя эту роль», — писал Уоллер.